ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03.03 .2015 года № 6 с.Белогородка
Об утверждении Порядка проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Белогородском сельском поселении
В целях повышения качества разработки нормативно правовых актов открытости и прозрачности взаимодействия между органами местного самоуправления Белогородского сельского поселения и гражданским обществом, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2014. № 212- ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральным закономот 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Белогородского сельского поселения
1. Утвердить Порядок проведения общественной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов согласно приложению.
2. Обнародовать настоящее постановление на информационном стенде администрации Белогородского сельского поселения и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» администрации Мариинского муниципального района на странице Белогородского сельского поселения.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального подписания
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава Белогородского
сельского поселения В.Е.Зачиняев
Приложение
к постановлению
администрации Белогородского
сельского поселения
от 03.03. 2015 г. № 6
Порядок
проведения общественной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов в Белогородском сельском поселении
1. Общие положения.
Общественная экспертиза – форма общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам;
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях повышения открытости и прозрачности взаимодействия между администрацией сельского поселения и гражданским обществом при проведении общественной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов в Белогородском сельском поселении
1.2. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
1.3. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.
1.4. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
1.5. Целью проведения общественной экспертизы является повышение качества разрабатываемых нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов за счет получения компетентной независимой оценки проектов.
2. Предмет общественной экспертизы
1. Предметом общественной экспертизы могут быть:
- проекты нормативных правовых актов;
- проекты ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- действующие нормативные правовые акты;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- иные документы и материалы, имеющие значение с точки зрения их соответствия общественным интересам.
2. Общественная экспертиза проектов правовых актов проводится с целью обеспечения учета общественных интересов в рамках процесса разработки, обсуждения и принятия указанных актов.
Общественная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится с целью обеспечения учета общественных интересов при инициировании процедуры признания этих актов утратившими силу, либо их изменения либо принятия новых нормативных правовых актов.
Общественная экспертиза вступивших в законную силу судебных актов проводится с целью обеспечения учета общественных интересов при формировании правоприменительной практики.
3. Проведение общественной экспертизы основывается на использовании общественными экспертами специальных знаний в соответствующей сфере человеческой деятельности - науке, технике, искусстве, ремесле, общественных отношениях и т.д.
4. Общественная экспертиза проводится в форме обязательной или инициативной общественной экспертизы.
3. Задачи общественной экспертизы
Задачами общественной экспертизы являются:
- исследование положений, содержащихся в документах и материалах, составляющих предмет общественной экспертизы, на их соответствие общественным интересам;
- оценка социальных, экономических и иных общественно значимых последствий принятия и реализации актов и их проектов, иных документов и материалов, составляющих предмет общественной экспертизы;
- выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию документов и материалов, составляющих предмет общественной экспертизы, а также нормотворческой и правоприменительной практики органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения общественных интересов.
Основные принципы общественной экспертизы
Принципами общественной экспертизы являются:
- обязательность общественной экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также иных заинтересованных лиц в проведение общественной экспертизы;
- достоверность информации, использованной при подготовке экспертных заключений, их объективность и обоснованность.
4. Субъекты организации и проведения общественной экспертизы
1. Граждане, желающие принимать участие в проведении общественных экспертиз, вправе зарегистрироваться в качестве общественных экспертов на официальном сайте соответствующего субъекта общественного контроля и/или электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для регистрации индивидуальных участников системы общественного контроля.
2. Организации, желающие принимать участие в проведении общественных экспертиз, вправе зарегистрироваться в качестве общественных экспертных организаций на официальном сайте соответствующего субъекта общественного контроля и/или на официальном сайте электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для регистрации коллективных участников системы общественного контроля.
3. Организации, организующие проведение обязательных общественных экспертиз, а также желающие организовывать инициативные общественные экспертизы, регистрируются в качестве организаторов общественных экспертиз в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для регистрации коллективных участников системы общественного контроля.
5. Обязательная общественная экспертиза
1. Обязательная общественная экспертиза – это общественная экспертиза, проведение которой является обязательным в силу требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, других нормативных правовых актов.
2. Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов:
- Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также законов, вносящих в них изменения;
- уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
- законов о бюджете Российской Федерации на предстоящий финансовый год и об исполнении закона о бюджете Российской Федерации за предыдущий финансовый год, законов о бюджете субъекта Российской Федерации и об исполнении закона о бюджете субъекта Российской Федерации за предыдущий финансовый год, а также законов, вносящих в них изменения;
- нормативных правовых актов о бюджете муниципального образования на предстоящий финансовый год и об исполнении бюджета за предыдущий финансовый год, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
- федеральных государственных целевых программ, государственных целевых программ субъектов Российской Федерации, целевых программ органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
- федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законов, вносящих в них изменения;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие порядок их формирования и деятельности, а также нормативных правовых актов, вносящих в них изменения;
3. Обязательной общественной экспертизе могут подлежать также проекты нормативных правовых актов, внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а равно в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо в представительные органы местного самоуправления, если эти проекты затрагивают:
- осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- осуществление государственной политики в сфере труда и социального обеспечения, поддержки лиц, относящихся к социально уязвимым группам населения;
- обеспечение государственной и общественной безопасности, а также правопорядка;
- охрану окружающей среды и обеспечение здоровья населения;
- межнациональные и межконфессиональные отношения, гарантии равноправия граждан;
- вопросы гражданства и миграции, выбора места жительства и свободы передвижения;
- основы избирательной системы, организации выборов и референдумов;
- основы макроэкономической и кредитно-финансовой политики;
- образование и просвещение, науку и культуру, массовый туризм и спорт;
- доступ к информации, независимость средств массовой информации;
- деятельность общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
4. Решение о проведении обязательной общественной экспертизы в отношении проектов по вопросам, перечисленным в пункте 3 настоящей статьи, принимается субъектом организации обязательной общественной экспертизы по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, на рассмотрении которого находится соответствующий проект, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а также по собственной инициативе.
6. Субъекты организации и проведения обязательной общественной экспертизы
1. Организаторами обязательной общественной экспертизы могут быть:
- Общественная палата Российской Федерации в отношении проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов;
- общественная палата субъекта Российской Федерации, образованная в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, а также организации, перечисленные в пункте 3 статьи 53 настоящего Федерального закона - в отношении проектов законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
- общественный совет муниципального образования, образованная в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования, а также организации, перечисленные в пункте 3 статьи 53 настоящего Федерального закона - в отношении проектов нормативных правовых актов муниципального образования.
2. Исполнителями обязательной общественной экспертизы могут быть общественные эксперты и общественные экспертные организации, на которых соответствующие субъекты
7.Порядок проведения обязательной общественной экспертизы
1. Орган государственной власти, а равно орган местного самоуправления, на рассмотрение которого внесен проект нормативного правового акта, подпадающего под действие пунктов 2 - 4 статьи 3 настоящего постановления, обязан не позднее чем в 3-дневный срок разместить его на своем официальном сайте в сети Интернет вместе со всеми сопроводительными документами и направить всем возможным организаторам обязательной общественной экспертизы, перечисленным в статье 3 настоящего постановления. Если проект нормативного правового акта не подпадает под действие пунктов 2 - 4 статьи 3 настоящего постановления, то получивший его на рассмотрение орган государственной власти, а равно орган местного самоуправления вправе по собственной инициативе направить его организатору общественной экспертизы.
При направлении проекта нормативного правового акта на обязательную общественную экспертизу соответствующий орган государственной власти, а равно орган местного самоуправления размещает на своем официальном сайте в сети Интернет сведения:
- о сроках проведения обязательной общественной экспертизы;
- об организаторах обязательной общественной экспертизы, которым направлен проект нормативного правового акта;
- о порядке приема и рассмотрения заключения обязательной общественной экспертизы.
2. Если орган государственной власти, а равно орган местного самоуправления, на рассмотрение которого внесен проект нормативного правового акта, подпадающего под действие пунктов 2 - 4 статьи 3 настоящего постановления, в 3-дневный срок не направил проект организатору обязательной общественной экспертизы, то организатор обязательной общественной экспертизы вправе самостоятельно приступить к ее проведению, уведомив об этом соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и запросив у него все сопроводительными документы и необходимые материалы. Информация о начале процедуры обязательной общественной экспертизы размещается ее организатором на своем официальном сайте, а также на официальном сайте электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет.
3. Организатор обязательной общественной экспертизы в течение десяти рабочих дней с момента размещения проекта нормативного правового акта, подпадающего под действие пунктов 2 - 4 статьи 3 настоящего постановления, на официальном сайте в сети Интернет рассматривающего его органа государственной власти или органа местного самоуправления, обязан сформировать экспертную комиссию.
При формировании экспертной комиссии организатор обязательной общественной экспертизы обязан незамедлительно разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию:
- о квалификационных требованиях к приглашаемым общественным экспертам;
- о порядке и сроках направления заявок общественными экспертами, желающими войти в состав экспертной комиссии;
- о порядке рассмотрения и критериях отбора общественных экспертов из числа пожелавших войти в состав экспертной комиссии;
- о сроках представления экспертных заключений.
При формировании экспертной комиссии организатор обязательной общественной экспертизы учитывает сведения об общественных экспертах, размещенные на личных страницах общественных экспертов в электронном ресурсном центре общественного контроля в сети Интернет, с тем чтобы обеспечить необходимое разнообразие, как по профессиональным квалификациям общественных экспертов, так и по представляемым ими интересам разных социальных, территориальных, профессиональных или иных групп.
4. Общественные эксперты, входящие в состав организации, осуществляющей функции организатора обязательной общественной экспертизы, могут быть включены в состав экспертной комиссии на общих основаниях.
5. Организатор обязательной общественной экспертизы обязан незамедлительно после завершения формирования экспертной комиссии разместить на своем официальном сайте, а также на официальном сайте электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет сведения:
- об общественных экспертах, которые включены в состав экспертной комиссии;
- о порядке работы экспертной комиссии и ее членов, в том числе о порядке направления запросов и получения дополнительных материалов и документов;
- о формах обсуждения экспертных заключений с целью выработки заключения экспертной комиссии;
- о порядке оформления экспертных заключений членами экспертной комиссии.
6. Организатор обязательной общественной экспертизы вправе по инициативе проводящих ее общественных экспертов либо по собственной инициативе запрашивать необходимые для ее проведения дополнительные сведения и материалы, а также разъяснения разработчиков проекта. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны безвозмездно предоставлять запрошенные сведения и материалы не позднее, чем в семидневный срок.
7. Для выработки общего заключения экспертной комиссии организатор обязательной общественной экспертизы вправе проводить согласительные процедуры с участием представителей альтернативных позиций, сформировавшихся в ходе экспертных обсуждений, в целях сближения позиций без утраты профессионального уровня обсуждения.
8. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять более шестидесяти дней с момента размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
9. Орган государственной власти, а равно орган местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект соответствующего нормативного правового акта, вправе обратиться к организатору обязательной общественной экспертизы с мотивированной просьбой о сокращении сроков проведения экспертизы.
10. Организатор обязательной общественной экспертизы вправе обратиться к органу государственной власти, а равно органу местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект соответствующего нормативного правового акта, с мотивированной просьбой об отложении принятия данного акта до завершения обязательной общественной экспертизы.
8.Заключение обязательной общественной экспертизы
1. Заключение обязательной общественной экспертизы должно содержать:
- объективные и обоснованные выводы о соответствии или несоответствии экспертируемого проекта нормативного правового акта или отдельных его положений общественным интересам;
- оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия оцениваемого проекта нормативного правового акта;
- рекомендации по совершенствованию экспертируемого проекта нормативного правового акта.
2. В случае согласия членов экспертной комиссии готовится общее экспертное заключение, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии, несущими коллективную ответственность за объективность и обоснованность сделанных выводов.
3. Если члены экспертной комиссии за отведенное организатором обязательной общественной экспертизы время не смогли прийти к согласию относительно положений общего экспертного заключения, то организатор экспертизы вправе:
- самостоятельно подготовить экспертное заключение, отразив в нем все альтернативные точки зрения. В этом случае общественные эксперты, представляющие эти точки зрения, должны при содействии организатора общественной экспертизы получить возможность представить и обосновать свои выводы при обсуждении проекта в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления;
- организовать общественные слушания по данному проекту нормативного правового акта, предоставив общественным экспертам, имеющим альтернативные точки зрения, возможность представить и обосновать свои выводы для последующего голосования членов общественного жюри.
4. Инициаторы и разработчики проекта нормативного правового акта, ставшего предметом обязательной общественной экспертизы, вправе знакомиться с проектами экспертных заключений, представлять свои аргументированные доводы организатору обязательной общественной экспертизы, участвовать в их обсуждении.
5. Организатор обязательной общественной экспертизы, получив проект или проекты экспертного заключения, организует их итоговое, с участием членов соответствующей общественной палаты или соответствующего совета, обсуждение, предоставив общественным экспертам, имеющим альтернативные точки зрения, возможность представить и обосновать свои выводы для последующего утверждения экспертного заключения организатором обязательной общественной экспертизы.
6. Заключение обязательной общественной экспертизы размещается на официальном сайте в сети Интернет органа государственной власти или органа местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект нормативного правового акта, ставший предметом обязательной общественной экспертизы, а также на официальных сайтах организатора обязательной общественной экспертизы и электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет.
9.Рассмотрение экспертного заключения органами
государственной власти и местного самоуправления
1. Заключение обязательной общественной экспертизы подлежит рассмотрению органом государственной власти или органом местного самоуправления, на рассмотрении которого находится оцениваемый проект нормативного акта, в порядке, установленном для рассмотрения поправок, поступивших от субъектов законодательной инициативы.
2. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, на рассмотрении которого находится проект нормативного акта, подвергнутый обязательной общественной экспертизе, обязан:
- немедленно по получении разместить заключение обязательной общественной экспертизы на своем официальном сайте в сети Интернет в числе других сопроводительных документов к соответствующему проекту нормативного правового акта;
- заблаговременно информировать организатора обязательной общественной экспертизы о сроках и порядке рассмотрения заключения обязательной общественной экспертизы;
- предоставить представителям организатора обязательной общественной экспертизы, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 настоящего Федерального закона, также общественным экспертам, имеющим конкурирующие точки зрения, возможность выступать с докладами и репликами, задавать вопросы и давать пояснения на всех стадиях рассмотрения соответствующего проекта нормативного правового акта;
- предоставить инициаторам и разработчикам соответствующего проекта нормативного правового акта возможность давать пояснения в ответ на замечания, содержащиеся в заключении обязательной общественной экспертизы, а также задавать вопросы представителям организатора обязательной общественной экспертизы и участвовавшим в ее проведении общественным экспертам;
- своевременно информировать представителей организатора обязательной общественной экспертизы, а равно членов экспертной комиссии обо всех изменениях, внесенных в соответствующий проект нормативного правового акта на очередной стадии его рассмотрения, учитывать их замечания на эти изменения;
- немедленно по завершении очередной стадии рассмотрения соответствующего проекта нормативного правового акта направить организатору обязательной общественной экспертизы мотивированный ответ на заключение обязательной общественной экспертизы, разместив его также на своем официальном сайте в сети Интернет;
- в случае несогласия с выводами обязательной общественной экспертизы вынести соответствующий проект нормативного правового акта на общественные слушания или общественное обсуждение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- в случае согласия с выводами обязательной общественной экспертизы внести соответствующие изменения в проект рассматриваемого нормативного правового акта.
3. Организатор обязательной общественной экспертизы обязан осуществлять общественный контроль за ходом рассмотрения соответствующего проекта нормативного правового акта органом государственной власти или органом местного самоуправления и вправе на любой стадии направлять ему дополнения к представленному ранее заключению обязательной общественной экспертизы. Подготовка и утверждение дополнений к заключению обязательной общественной экспертизы осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Федерального закона.
4. Заключение общественной экспертизы подлежит рассмотрению органом государственной власти или органом местного самоуправления, на рассмотрении которого находится или к ведению которого относится предмет инициативной общественной экспертизы, в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
10. Требования к содержанию и оформлению экспертного заключения.
3.1. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, должен содержать:
1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза;
3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза.
3.2. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. Права и обязанности общественного эксперта
1. Общественный эксперт при проведении общественной экспертизы пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферах общественных отношений, в том числе правом подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения).
2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным экспертом организатору общественной экспертизы, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной экспертизы.
3. Общественный эксперт обязан сообщить организатору общественной экспертизы о наличии у общественного эксперта конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. В случае нарушения общественным экспертом обязанностей, установленных частями 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», он не может быть участником данной общественной экспертизы и в дальнейшем привлекаться к проведению других общественных экспертиз.
12. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации об общественном контроле.
1.Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
2. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
3.Нарушение субъектом общественного контроля, общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля настоящего Федерального закона, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
|